Драккар, Норвегия

Именно ладьи-драккары перенесли через океан бесстрашных викингов, отправившихся в далёкий поход на поиски новых мест для своих набегов. Своё имя ладьи  получили в честь драконов: Drage в переводе с древнескандинавского...

Драккар, Норвегия

Гондола, Италия

Уже более тысячи лет скользят по венецианским каналам романтические лодки – гондолы. И надо сказать, что лучшего транспорта по Венеции и придумать невозможно. Дело в том, что за тысячу лет венецианцы просто идеально...

Гондола, Италия

Тростниковая лодка, Перу, Боливия

Озеро Титикака является весьма загадочным и очень знаменитым местом, пролегающим между Перу и Боливией. Руины древних, некогда величественных городов, акулы, а так же сокровища инков – по местным преданиям спрятанные...

Тростниковая лодка, Перу, Боливия

Дайса и Луццу, Мальта

Наверное многие хотели бы, чтобы лодка сама знала куда ей плыть. Поэтому легко объясняется тот факт, что есть владельцы водного транспорта, которые не имеющие спутниковых навигаторов – просто рисуют своим небольшим...

Дайса и Луццу, Мальта

Лонгтейл, Тайланд

Во многих странах в древности лодки сравнивали с различными живыми существами, зачастую с птицами – дело в том, что небольшие судёнышки практически скользят по воде, словно утки или так любимые в России лебеди. Ведь не...

Лонгтейл, Тайланд
Мьянма

Состав костюма

Хотя в погребениях IV—VI вв. близ Турфана и были обнаружены отдельные предметы одежды, по степени своей сохранности они не могут идти в сравнение с уникальным набором прекрасно сохранившегося ханьского костюма из Мавандуя. Поэтому при изучении особенностей древнекитайской одежды того времени нам приходится основываться главным образом на письменных источниках. В официальных династийных историях, а также в других памятниках (прежде всего в произведениях народной поэзии) содержатся многочисленные описания бытовых сцен и жизненных ситуаций, в которых так или иначе упоминается одежда. Но проследить изменения в составе древнекитайского костюма по этим данным оказывается возможным лишь в сопоставлении с эпиграфическими текстами — списками одежды, которую клали в могилу вместе с усопшим.

Первый список такого рода был найден в 1955 г. при раскопках погребений в Чанша. Он был положен в могилу жены некоего Чжоу Фана, скончавшейся в 5-м году эры правления Шэн-пин (т. е. в 361 г.) оттого, что «в тот день была сильно пьяна». В этом документе, подтверждающем, что все находящиеся в могиле вещи принадлежали жене Чжоу Фана, подробно перечисляются одежда, украшения, а также ряд предметов домашнего обихода [Ши Шу-цин, 1956, с. 95—99].

Изучение этого текста позволило установить, что по содержанию к нему весьма близок датированный 1-м годом эры правления Бай-цюэ (384 г.) документ, найденный в Турфане. В нем также перечисляются предметы одежды и домашнего обихода [Ма Юн, 1973, с. 63—65]. В том же районе в 1959 г. было раскопано три погребения IV—VI вв., в одном из которых рядом с останками женщины был обнаружен хорошо сохранившийся документ аналогичного содержания, датированный 20-м годом эры правления Цзянь-юань, т. е. тем же, 384 г. [Сяньцзян тулуфань, 1960, с. 13—18].

Наконец, в 1974 г. в Наньчане (провинция Цзянси) в мужском захоронении IV в. археологи нашли еще один перечень сопогребенных предметов, в том числе и одежды [Цзянси нань-чан, 1974, с. 373—375].

Таким образом, в нашем распоряжении есть пять перечней мужской и женской повседневной одежды, которую носили древние китайцы в IV в. При этом два из них найдены на юге, а три — на крайнем западе территории, входившей сначала в состав империи Фу Цзяня, а после ее распада отошедшей к государству Позднее Цинь. Представленные в этих списках комплекты одежды уместно сопоставить с перечнем предметов парадного придворного костюма, приведенным автором династий-ной истории «Суншу» и относящимся к V в. Заметим, что в этих свидетельствах последовательно различается одежда без подкладки (дань), на легкой подкладке (цзя) и на теплой подкладке (фу).

Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, как и в ханьское время мужская одежда IV— V вв. по своему составу не отличалась сколько-нибудь существенно от женской.

Правда, в «Цзиньшу» рассказывается, что ученый Хэ Янь «любил носить женскую одежду», и это было истолковано как Дурное предзнаменование [Эршиу ши, т. 2, с. 1158]. Стало быть различия в одежде мужчин и женщин были вполне наглядны! по выражались они, надо думать, в покрое или других деталях (см., например, ниже, раздел «Обувь»), а не в наборе предметов одежды. Как мужской, так и женский костюм южан в IV в. включал прежде всего рубаху (шань), куртку-кофту (жу), безрукавку (ляндан), штаны (ку), плахту (цюнь), чулки (ва) и туфли (люй). Расхождения в вышеприведенных списках № 2 и 3 касаются, в сущности, лишь того, что в составе мужского костюма упомянут халат (пао), который отсутствует в списке одежды жены Чжоу Фана.

Во-вторых, в составе одежды южан за пять веков, прошедших с начала династии Хань, имели место значительные изменения (табл. 10). Во и в. до н. э. главными предметами одежды жителей тех же районов были халат (пао), рубаха (даньи), плахта (цюнь), чулки (ва) и туфли (люй); кроме того, мужчины носили штаны (ку) и куртки (жу), отсутствовавшие в женском гардеробе. Затем это положение изменилось. Сдвиги, происшедшие с тех пор в составе древнекитайской одежды, нашли свое выражение в широком распространении укороченной плечевой одежды (куртки-кофты и безрукавки) за счет длинной одежды типа халата.

В-третьих, повседневная одежда южан в IV в. существенно отличалась по своему составу от официальной придворной, причем последняя, как и следовало ожидать, была более консервативна. Так, неотъемлемой частью парадного костюма по-прежнему был халат (пао) традиционного покроя из цветного шелка без подкладки, тогда как единственный халат из погребения в Наньчане имеет теплую подкладку и, стало быть, вообще не предназначен для ношения в жаркое время года. Вместе с тем в парадной одежде отсутствовали те предметы, которые вошли в моду сравнительно недавно для того времени, например безрукавки (ляндан).

Похожие темы:

  • Наплечная одежда
  • Сопоставление списков одежды из Турфана и Чанша указывает и на определенные различия в составе костюма на Севере и Юге. Хотя Тоба Хун декретировал обязательное ношение одежды древнекитайского типа, это не привело к унификации костюма северян и южан,— различия остались, и в особенностях наплечной и поясной одежды они проявлялись вполне отчетливо. Достаточно вспомнить упоминавшуюся выше характеристику южан («людей У»), вложенную автором «Записок
  • Манера запахивания наплечной одежды
  • Древние китайцы всегда придавали большое значение манере запахивания наплечной одежды. Запахиваться налево означало для них следовать обычаям варваров. Причем если на Юге это традиционное представление продолжало господствовать, то на Севере дело обстояло иначе. С одной стороны. Тоба Хун ввел в Вэй обязательное ношение одежды с правым запахом, как у древних китайцев, хотя его политика реформ встречала, как мы уже видели,

    Обсуждение закрыто.

    Галерея туриста

    tourism43 tourism26 Miloš - Images by PhotoArt Gallery VIDIM French Cathedral tourism10 Songkran on Koh Tao

    Календарь

    Декабрь 2011
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя    
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031